Main Menu

Проблемы социального неравенства в современном Кыргызстане

Неравенство становится проблемой не только отдельных стран, но и всего мира. Не случайно XVIII Всемирный социологический конгресс (Йокогама, Япония) широко обсуждал «поворот к неравенству в мире как вызов глобальной социологии». 

Неравенство в мире

О проблеме социального неравенства в отдельных странах красноречиво свидетельствуют следующие факты: каждый седьмой человек из десяти живет в странах, в которых экономическое неравенство за последние 30 лет увеличилось; в современном мире половина мирового богатства находится в руках 1% населения; насчитывается не менее 774 млн. неграмотных взрослых, а 162 млн. детей страдают от задержки роста из-за недоедания. Но самое главное — это рост факторов, способствующих производству, распространению и усложнению неравенства, которое усугубляется расизмом, дискриминацией, насилием, миграцией, войной, природными бедствиями, инвайронментальным загрязнением, изменением климата, разрушением природных ресурсов, неумеренной их добычей и др. Экономист нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц рассматривает влияние неравенства на экономику, демократию, правовую систему и объясняет, как национальная экономика влияет на неравенство и, напротив, как неравенство влияет на национальную политику. В завершение он предлагает свое видение более справедливого будущего и конкретную программу воплощения этого видения в жизнь.

Социальные различия в обществе, такие как уклад жизни, разделение труда, социальные роли, обладание собственностью, получаемый доход, образование, власть, престиж, достижение социального статуса, являются источником возникновения и углубления неравенства в целом и социального неравенства в особенности. В исследование этих проблем внес значительный вклад яркий представитель мировой экономической и социологической науки француз Томас Пикетти в фундаментальном труде «Капитал в XXI веке». В своей основательной работе Пикетти предложил совершенно новый взгляд на проблему неравенства. Дело в том, что сегодня мир возвращается к ситуации, когда оно неуклонно увеличивается, что может привести к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям. Впрочем, в отличие от Карла Маркса, с которым Пикетти часто сравнивают, последний не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предлагает крах капиталистической системы. Он предлагает идеи, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции.

Факторы неравенства в Кыргызстане

В составе СССР экономическая система Киргизской ССР носила статус индустриально-аграрной, в республике были развиты машиностроение, горно-металлургическая отрасль, индустриальное строительство, пищевая и легкая промышленность и сельское хозяйство.

После развала Советского Союза (с 1990 года) большее количество заводов и фабрик остановилось. Разрушение огромной индустриальной и сельскохозяйственной систем, переход на рыночные отношения заставили людей адаптироваться к новым трудовым и социальным отношениям. Общее ухудшение социально-экономического положения привело в первую очередь к дифференциации общества, появлению богатых, бедных и прекариатов.

С каждым годом все больше начали ощущаться социальное расслоение, социальное неравенство среди населения. Бедность и нищета стали самыми острыми социальными проблемами. В условиях рыночных отношений более уязвимым социальным слоем населения оказались дети, малоимущие, люди пожилого возраста, в особенности в сельской местности. По данным международных организаций, в Кыргызстане 41% детей живет в бедности, 7% — в чрезвычайной нищете.

Коррупция

Одной из серьезных причин широкого развития и распространения социального неравенства являются коррупционные отношения, деформирующие политические, экономические, социальные и иные порядки. Они возникают в первую очередь при взаимодействиях в частном секторе экономики, граждан и их объединений с органами, учреждениями и должностными лицами публичной власти в связи с процессами регулирования властью различных сфер общественной жизни и оказания публичных услуг.

Как известно, доходы с капитала — источник неравенства. Сосредоточенные в руках небольшой группы людей, они растут быстрее, чем ВВП. А трудовые доходы распределяются среди подавляющего большинства населения, что неизбежно ведет к обострению неравенства. Условие «r>g», где «r» — показатель доходов с капитала, а «g» — экономический рост, при котором неравенство продолжит расти, для стран постсоветского пространства недостаточно, поскольку неравенство имеет еще ряд других факторов.

В частности, в Кыргызстане, где нет законов (а действующие парализованы коррупцией), наказывающих за расхищение народного богатства, бюджетных средств и т. д., коррумпированность госчиновников, политиков и предпринимателей (без участия в коррупционных схемах они тоже не выживут) выступает, пожалуй, ключевым фактором, способствующим росту неравенства и несправедливости в обществе. Коррупция стала фактически формой существования государственного аппарата, превратившего исполнение своих непосредственных функций в платные услуги, за которые исправно взимает плату в виде взяток и подношений. Так, в отчете международной исследовательской организации Transparency International («Транспаренси Интернешнл»), который опубликован в начале 2015 года, по уровню коррупции Кыргызстан разделил с Казахстаном 123-ю позицию. В прошлом году Кыргызстан находился на 136-м месте.

Страна передвинулась на 13 позиций вперед. Однако в этом списке все государства, оказавшиеся ниже 50-го места, считаются сильно коррумпированными. К тому же Кыргызстан набрал в 2015 году почти столько же баллов (28 из возможных 100), как и в 2014-м (27 баллов). Следовательно, ситуация с коррупцией на самом деле мало изменилась.

К источнику неравенства можно отнести и то, что в госаппарате сидят мошенники, воры, мародеры, которые совершенно безнаказанно набивают нечестно добытым собственные карманы. По данным независимых исследований, шанс оказаться в коррупционной ситуации (риск коррупции) при произвольном контакте почти дотягивает до трети.

Около 72% респондентов, оказавшись в коррупционной ситуации, дают взятку. Средний размер ее равен 5 237 сомов.

Годовой объем коррупционного рынка составляет 4 356,7 млн. сомов. Если отнести размеры взяток к среднему годовому душевому доходу, то житель Кыргызстана платит примерно в три раза больше, чем житель России. Параметры рынков бытовой коррупции довольно близки к этим показателям.

Ради справедливости надо отметить, что постепенно обновляется антикоррупционная стратегия государства, законодательно утвержден принцип «необратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений» и снят срок давности с подобных правонарушений; привлечены к ответственности многие высокопоставленные чиновники за коррупцию и т. п. Но тем не менее пока рано говорить об ощутимых результатах.

Законодательство

Еще одним фактором, порождающим и усиливающим неравенство в кыргызском обществе, является конституционное положение, разрешающее куплю-продажу земли. Земле, как известно, в Средней Азии нет цены, а в Кыргызстане, где пригодные для сельского хозяйства поля составляют всего лишь 18% всей территории, ее ценность и значение больше в разы. В первой Конституции Кыргызской Республики (1993 г.) категорически запрещалась купля-продажа земли.

Последующие изменения (а их вносили аж 8 раз) узаконили передачу земли в частную собственность и ее куплю-продажу на рынке недвижимости, что усугубило неравенство и социальную несправедливость в обществе. Чтобы в вопросе земли установить Законность и Истину, следует вернуться к легендарной Конституции 1993 года (хотя бы по вопросам земли), и только она вернет народу возможность наиболее справедливо и равномерно распределять национальное благосостояние.

Миграция

Миграционные процессы начала 90-х годов прошлого столетия, вызванные развалом единого союзного государства и появлением суверенных республик, позже — трудной экономической ситуацией в республике — еще один фактор, усугубляющий проблему неравенства. Эти процессы сегодня более или менее стабилизируются, но трудовая миграция остается еще высокой. Последняя является непосредственным порождением неравенства в обществе.

Кыргызстан, как известно, превратился в страну — донора мигрантов. Вектор внешней миграции из нашей страны направлен в Казахстан и Россию. В 2015 году, по официальной статистике, из 7 788 трудовых мигрантов примерно пятая часть (18,6%) выехала в Казахстан, 6 013 человек — Российскую Федерацию и только 328, или 4%, направились в другие страны.

В условиях глобализации и экономического кризиса важной задачей государственной политики становится обеспечение вовлеченности в производство трудовых ресурсов и их наращивание. В этой связи объектом пристального внимания правительства становятся трудовые мигранты. С одной стороны, процессы миграции для принимающей страны — это возможность повышения качественных и количественных характеристик такого фактора производства, как рабочая сила, в рамках национальной экономической системы. С другой — для стран-доноров отток квалифицированных специалистов способен создать препятствия для экономического развития. О негативных эффектах миграции (нарушение баланса рабочей силы, традиций и обычаев, религиозной ситуации, усиление напряженности и дестабилизация социально-политической обстановки и т. п.) написано очень много, но среди них стоит особо отметить такой эффект, как рост бедности и неравенства.

Понятия «неравенство» и «бедность» в экономике тесно взаимосвязаны. Неравенство — это результат неравномерного распределения ресурсов общества между различными группами населения, основным показателем которого является количество ликвидных ценностей у индивида. В то же время бедность можно рассматривать как снижение уровня интеллектуального и нравственного развития личности вследствие уменьшения ее ликвидных ценностей. Таким образом, неравенство указывает социальное место, а бедность — экономическое состояние индивидов. Последнее определяется уровнем развития экономики в той или иной стране и богатством общества. Если экономическая система более развитая, то она позволяет разнообразить круг потребностей и повышать степень удовлетворенности индивидов.

Но чем богаче страна, тем шире круг потребностей, считающихся обязательными для нормальной жизни. Поэтому критерии бедности будут различаться в зависимости от развитости экономики стран, а в рамках одного государства — в зависимости от развития того или иного региона. В этом плане вопрос бедности — не теоретический, а имеющий практическую значимость, поскольку определяет масштабы социальной помощи от правительства, а значит, установления социальной справедливости и равенства.

Кусеин ИСАЕВ,
доктор философских наук, профессор философии и социологии,
народный учитель Кыргызской
Республики, президент Социологической ассоциации Кыргызстана.






Добавить комментарий